Категория: Защита прав потребителей
Возврат или не возврат денег туристу будет зависеть от обстоятельств и причин отказа консульства в предоставлении визы:
- по независящим от сторон причинам (усмотрение консульства);
- по вине туриста;
- по вине турагента.
Неполучение визы по независящим от сторон (турагента и туриста) причинам.
Консульства являются органами власти иностранного государства и могут отказать в выдаче визы без объяснения причин даже в тех случаях, когда все необходимые документы были представлены в срок и оформлены надлежащим образом.
При невозможности оказать услуги по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, турист обязан оплатить фактически понесенные расходы, то есть турист вправе претендовать на возврат оплаченной по договору суммы за вычетом денежных средств, перечисленных туроператором поставщикам услуг - отелям, авиаперевозчикам и прочие.
Вышеуказанные расходы должны быть документально подтверждены турагетом.
Оценка доказанности расходов турагента - прерогатива самого потребителя, а в случае его несогласия - суда.
Как правило, в состав доказательств включаются договоры туроператора с поставщиками, счета на оплату услуг, платежные поручения, авиабилеты, ваучеры, письма партнеров.
Неполучение визы по вине туриста.
Подобная ситуация возможна, например, при неверном или недостоверном заполнении анкеты, недостаточности предоставленных документов или при наличии неточности в них.
Распространенная причина отказов - представление недостоверной информации о месте работы и размере заработной платы.
Консульство использует различные возможности для проверки такой информации и в случае сомнений в ее достоверности отказывает в выдаче визы.
Если причиной отказа в получении визы послужили действия самого туриста, то он будет обязан оплатить услуги турагента в полном объеме.
Неполучение визы по вине турагента.
Нарушения со стороны турагента выражаются в непредставлении туристу информации по вопросам оформления визы либо в действиях, которые привели к непредставлению визы.
Например, турагент не проинформировал туриста в полной мере о необходимом перечне представляемых в консульство документов, либо не соблел срок, предусмотренный для подачи документов для оформления визы.
В подобных случаях турагент обязан вернуть все оплаченные по договору денежные средства, а также возместить убытки потребителя, например, к убыткам туриста могут быть отнесены расходы на проезд из города проживания туриста к месту начала несостоявшегося путешествия (например, перелет из Курска в Москву в аэропорт отправления).
Настоящая статья составлена по состоянию на 15.12.2015 г.
юрист Курск