Написать сообщениеОдноклассники
Заказать звонок Полезные ссылки Справочная информация

-Разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов с учетом дополнительных тарифов

Вопрос № 1: должна ли организация применять дополнительные тарифы по страховым взносам для работников, работающих во вредных условиях труда, если эти работники относятся к числу работников летно-испытательного состава экспериментальной авиации?

Правоотношения по применению дополнительных тарифов по страховым взносам урегулированы ст. ст. 428, 429 Налогового кодекса РФ (далее по тексту - НК РФ).

Ст. 429 НК РФ применима к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

В силу ст. 20 Воздушного кодекса РФ, авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.

Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям ст. 429 НК РФ не применима.

Другой нормой, регулирующей правоотношения по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам является ст. 428 НК РФ.

Согласно п. 1, 2 ст. 428 НК РФ, для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.), применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9  % (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).

Для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 % (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).

В пункте 3 названной статьи указаны конкретные дополнительные тарифы страховых взносов, которые работодатель обязан уплатить в зависимости от класса и подкласса условий труда работника.

Согласно фактических обстоятельств рассматриваемого дела для работников летно-испытательного состава установлен класс условий труда - вредный, подкласс - 3.1.

В силу п. 4 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В силу п. 2 ст. 26 названного закона, работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Среди лиц указанных законодателем имеющих право оспаривать проведенную оценку условий трудна ФНС, ПФР России не указано.

Таким образом, оценка условий труда в 2015 г. является законной и действующей, так как не была оспорена в судебном порядке, при условии, что она осуществлена организацией, проводящей специальную оценку условий труда, соответствующей требованиям ст. 19 ФЗ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Пункты 1, 2 ст. 428 НК РФ отсылают к п. 1 п.п. 1-18 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г., то есть работодатель обязан за указанные в данных пунктах категории работников уплачивать страховые взносы с учетом дополнительного тарифа.

В п. 1 п.п. 1 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. указана следующая категория работников: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах,на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.

В п. 1 п.п. 2-18 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. иных указаний на работников со вредными условиями труда не имеется.

Согласно п. 6 данной статьи периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (юрист Курск).

Из данной нормы следует, что право на досрочную пенсию по п. 1 п.п. 1-18 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. имеют работники условия труда, которых оценены как вредные или опасные.

Таким образом, из системного толкования норм ст. 428 НК РФ, ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. следует вывод о том, что страховые взносы с учетом дополнительных тарифов подлежат уплате работодателем при соблюдении следующей совокупности условий:

1) работник осуществляет трудовую функцию на работах, указанных в п. 1 п.п. 1-18 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. (подземных работах и в горячих цехах, качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и пр.).

2) согласно специальной оценки условий труда, условия труда являются опасными или вредными.

Работники летно-испытательного состава не входят в перечень, закрепленный п. 1 п.п. 1-18 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г., то есть не отвечают одному из признаков необходимых для того, чтобы применить к работодателю нормы ст. 428 НК РФ.

Право на досрочное назначение страховой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава предоставлено ст. 31 названного федерального закона.

Ст. 428 НК РФ не содержит указаний на то, что применяется дополнительный тариф страхового взноса для каких-либо иных категорий работников помимо закрепленных в п. 1 п.п. 1-18 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.

Отдельно хотелось бы обратить внимание и на то, что в состав НК РФ нормы ст. 428 в действующей редакции внесены на основании ФЗ от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование". Данный закон вступил в силу с 01.01.2017 г. Плательщик страховых взносов ранее, при действии ст. 428 НК РФ при подаче отчетности указывал на то, что не осуществляет выплаты по дополнительным тарифам страховых взносов и у проверяющих органов не возникало претензий по данному вопросу, что также косвенно подтверждает вышеуказанный вывод.

Из изложенного следует вывод, что к плательщиком страховых взносов дополнительные тарифы страховых взносов при уплате их за физических лиц (работников), которые относятся к летно-испытательному составу не применяются.

Данный вывод также подтверждается правовой позицией ФНС России, отраженной в п. 2 письма от 01.10.2018 г. № БС-4-11/19048@ "По вопросам уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда", согласно которого: "Исходя из положений статьи 428 Кодекса, к выплатам работникам, не занятым на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов на ОПС не применяются, даже если по результатам специальной оценки рабочих мест таких работников установлен класс условий труда вредный или опасный (юрист в Курске).

Более того, в письме Минфина России от 30.03.2018 г. № 03-15-06/20294 в ответе на вопрос о страховых взносах на ОПС по дополнительным тарифам и дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации содержится толкование норм ст. 428 НК РФ, а именно указано: "Согласно пунктам 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что дополнительно подтверждает довод о том, что дополнительные тарифы для страховых взносов для работников летно-испытательного состава не применяются.

 

Вопрос 2: Какова ответственность работодателя и возможные негативные последствия для организации, в случае если юридическое лицо не уплачивает страховые взносы по дополнительным тарифам, если к такому выводу придет государственный орган?

 

1. Негативные последствия для работников: в силу вышеприведенной нормы п. 6 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г., если работодатель не уплачивал за работника страховые взносы с учетом дополнительных тарифов после 01 января 2013 г., то такие периоды работы не засчитываются в стаж для досрочного назначения страховой пенсии.

То есть работникам при неуплате работодателем страховых взносов с учетом дополнительных тарифов "льготный" стаж засчитан не будет.

2. Уголовная ответственность: ст. 199 УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов.

Ответственность по данной статье наступает в случае крупного размера.

Под крупным размером сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах 3-х финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 % подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Из изложенного следует, что в рассматриваемой ситуации, даже в случае установления налоговым органом факта недоимки по уплате страховых взносов, сумма недоплаты не позволяет привлечь должностное лицо организации к уголовной ответственности.

 

3. Налоговая ответственность организации: в силу норм п. 4, 8 ст. 64 НК РФ, при выявлении недоимки по страховым взносам налоговым органом плательщику направляется требование об уплате по форме, приведенной в Приложении № 2 к Приказу ФНС России от 13.02.2017 г.  № ММВ-7-8/179@, в котором в том числе должны быть указаны сведения о сумме недоимки и размере пеней.

Согласно п. п. 1, 3 ст. 70 НК РФ, требование об уплате в общем случае должно быть направлено плательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В силу абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ, требование должно быть исполнено, то есть имеющаяся задолженность, в том числе пени, должна быть погашена в полном объеме, в течение восьми дней с даты получения указанного требования. При этом в требовании может быть предусмотрен более продолжительный период времени, тогда задолженность погашается в указанный срок.

Пункт 3 ст. 46 НК РФ, позволяет налоговому органу взыскать сумму недоплаченных страховых взносов в течении 2-х месяцев с момента истечения срока для добровольной уплаты недоимки со счета организации.

Решение налогового органа о взыскании страховых взносов может быть обжаловано в судебном порядке.

По истечении 2-х месячного срока для списания денежных средств со счета, налоговый орган может обраться в суд за взысканием недоимки. Заявление может быть подано в суд в течение 6-ти месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

 

3. В силу п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Это же деяние, но совершенное умышленно, влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Согласно письму ФНС России от 13.07.2017 г. № ЕД-4-2/13650@, примером умышленности совершения налогового правонарушения, влекущей применение налоговой ответственности в виде штрафа 40 % от неуплаченных сумм, предусмотренную пунктом 3 статьи 122 Кодекса, является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки).

 

4. Налоговый орган вправе начислить пени по взносам за их  несвоевременную уплату со дня, следующего за сроком уплаты, по день фактической уплаты включительно.

В первые 30 дней просрочки пени за каждый день считается по ставке, равной 1/300 ставки рефинансирования, а начиная с 31-го дня - 1/150. Если во время просрочки ставка рефинансирования менялась, пеня считается по каждой ставке отдельно (п. п. 3, 4, 7 ст. 75 НК РФ).

Ставка рефинансирования (в годовых) в настоящий момент составляет - 7,75 %.

Ориентировочно пеня за год неуплаты составит 3-3,5 % от неуплаченной суммы страховых взносов.

 

Из изложенного следует, что если налоговый орган посчитает, что плательщик осуществил оплату страховых взносов не в полном размере, то он:

- выставит требование об уплате недоимки;

- в случае неисполнения требования в срок в нем указанный, налоговый орган может произвести взыскание со счета организации в течении 2-х месяцев с момента неисполнения требования;

- обратится за взысканием недоимки в судебном порядке в течении 6-ти месяцев с момента истечения срока для добровольной уплаты недоимки;

- привлечет плательщика к ответственности  в виде штрафа в размер 20 % от сумм неуплаченного страхового взноса;

- взыщет пени за несвоевременную уплату суммы страхового взноса, рассчитанную от суммы недоимки (3-3,5 % годовых).

 

Юрист Курск 2019 г.